Александр Невский-Крестоносцы
Правила игры Вернуться на главную

Длинные нарды

1. Играют два противника (игрока). Для игры в классические нарды используют следующий игровой инвентарь: игровая доска, по пятнадцать шашек двух цветов (как правило, «белые» и «черные») и пара зар (кубики, игральные кости) с точками на гранях количеством от 1 до 6 (сумма точек на противоположных гранях равно 7) . В игровой набор также входит стакан для бросков зар.

Игровая доска обычно имеет форму раскладывающейся прямоугольной коробки, образующей квадрат при раскладывании. На доске размечены 24 поля, на которых ставятся шашки. Поля пронумерованы от 1 до 24. Игровая доска условно разделена на четверти. Четвертая четверть – поля 19-24 для «белых», и, соответственно, 7-12 для «черных», называются «дом». Первая и третья четверти поля называются «базой».

Поле, на котором выставляются все шашки в столбик  в начале игры, называют «голова». Для игроков «белыми» головой является поле №1, с которого начинается первая четверть, соответственно, для игроков «черными» головой является поле №13, с которого начинается третья четверть. Поле №24 – это последнее поле для белых шашек, после прохождения которого, они снимаются «выбрасываются». Соответственно, полем выбрасывания черных шашек будет поле № 12.

2. Игроки перед началом игры выбирают «заходчика» (разыгрывают право первого хода и соответственно право выбора белого цвета шашек): каждый игрок кидает один игральный зар (кубик). Это жребий: право первого хода и белый цвет шашек получает тот, у кого выпало большее количество очков. При одинаковом количестве выпавших очков, бросок повторяется до тех пор, пока не выпадут различные значения.

3. Если игра состоит из нескольких геймов (партий), то цвет шашек меняется и следующий гейм начинает игрок, игравший предыдущий гейм чёрным цветом.

4. Цифровые комбинации при одновременном бросании зар от 1 до 6 в различных сочетаниях, выпадающие на верхних гранях, называются броском. Бросок, давший одинаковые значения на обоих зарах, называется «дубль» или «куш».

Игроки по очереди выбрасывают зары на поверхность игровой доски и делают свои ходы.

Бросок зар засчитывается, если кубики легли ровно на поверхности доски, в противном случае игрок повторяет бросок. Каждый игрок имеет право передвигать только шашки своего цвета.

5. Ход это перемещение шашек после броска зар в соответствии с выпавшими на них значениями. Ход состоит из «движений». Ход считается сделанным, когда игрок передвинул свои шашки в соответствии с выпавшими на зарах очками и передаёт зары сопернику.

Игрок кидает одновременно два кубика (зары). После броска игрок передвигает любую из своих шашек на свободное поле на число клеток, равное выпавшему числу одного из кубиков, а затем одну любую шашку на свободное поле на число клеток, равное выпавшему числу другого кубик. То есть, если на одном кубике выпало «три»,  а на другом «пять», то, соответственно, можно передвинуть одну свою шашку на три клетки, а другую на пять клеток. В этом случае можно также передвигать одну шашку на восемь клеток.

Недопустимо передвигать две шашки на число клеток, выпавшее на одном кубике, а потом на число клеток, выпавшее на другом кубике. То есть, если выпало, например, 5-4, нельзя пойти сначала одной шашкой на два, потом другой на три (отыграть двумя шашками пятерку) и потом так же отыграть четверку.

6. Движение шашек осуществляется против часовой стрелки, от «головы» до «дома». Обычно движений два, при куше – четыре.

При выпадении куша, совершается четыре движения шашек, каждое на количество полей, выпавших на одном заре. Движения могут быть выполнены как одной шашкой, так и двумя, тремя или четырьмя. При этом игрок обязан выполнить максимальное число движений в ходе.

При ходе с головы можно осуществлять перемещение только одной шашкой за ход, за исключением случая, когда выпадает куш (дубль) 3-3, 4-4 и 6-6 в первом ходе. В этом случае, в первом ходе, снимается две шашки. При куше 6-6 даже снятие двух шашек не позволяет выполнить четыре движения, ход остается незавершенным и передается противнику.

7. На одно поле позволяется ставить произвольное количество своих шашек. На клетку, занятую шашкой противника, шашку ставить нельзя. Если все возможные движения шашки попадают на занятые шашками противника поля, и ход невозможно выполнить, то ход считается нулевым или пропущенным. Очки при этом, выпавшие на зарах «сгорают» и на следующий ход не передаются, а ход передается противнику.

8. Если игрок имеет возможность сделать ход на количество очков на одном заре, а на количество очков, выпавшее на другом заре, сделать ход не представляется возможным, то игрок делает только один ход. Очки другого хода «сгорают». Игрок не имеет право изменить ход, осуществив движение на количество очков, отличающееся от значения, выпавшего на кубиках. Если выпал такой бросок, который позволяет игроку сделать только одно движение, причем любое из двух, то игрок должен выбрать большее. Меньшие очки «сгорают».

9. В случае занятия несколькими шашками одного цвета следующие друг за другом поля возможно создание препятствия (блокировка) проходу шашек противника. Запрещено выставлять блок (заграждение) из шести шашек, если впереди этого блока нет шашки соперника.

Когда несколько шашек скапливаются на одном поле, они образуют столбик. Недостаток свободных полей, на которые можно передвинуть шашку при выпадении какой-либо цифры в броске, называется «дефицит хода». Например, «дефицит троек», когда невозможно выполнить движение при выпадении тройки.

10. «Выброс», «выбрасывать» – снятие шашки с доски в связи с тем, что она уже прошла от базы до дома по 24 полям и должна уже выйти за пределы доски. Снимать шашку с доски – «выбрасывать» – делать ходы, заканчивающиеся за пределами доски можно тогда, когда все шашки уже собраны в доме.

В процессе выведения шашек из дома игрок имеет право использовать очки, которые выпали на зарах, по своему усмотрению: он может двигать шашку в доме или ее выбросить. Выбрасывать шашки можно только с полей, соответствующих выпавшему количеству очков на зарах.

Например, если выпало 6-3, игрок может вывести с доски одну шашку с 6-го поля и одну шашку с 3-го поля (три можно двигать с 6, 5 или 4 поля). В процессе выведения шашек с собственного дома разрешается выводить шашки с полей низшего разряда, если в полях высшего разряда шашек нет. Например, если на зарах выпало 6-5, а на полях 6 и 5 нет шашек, то игрок может вывести из дома (выбросить) две шашки со следующего по порядку, четвертого поля, если и там нет шашек, то с третьего, если и там нет со второго и т.д.

11.Побеждает тот, кто первым «выбросил» все шашки. В игре классические нарды положение, когда проигравший сумел выкинуть хотя бы одну шашку, называется «ойн». Проигравший «ойн» платит одинарную ставку. Положение, когда один игрок выбросил все свои шашки, а его противник не сумел выбросить ни одной, называется «марс». В этом случае проигравший платит двойную ставку. Возможна матчевая игра - то есть до определённого количества очков.

Короткие нарды

1. Играют два противника (игрока). Для игры в короткие нарды используют следующий игровой инвентарь: игровая доска, по пятнадцать шашек двух цветов (как правило, «белые» и «черные») и пара зар (кубики, игральные кости) с точками на гранях количеством от 1 до 6 (сумма точек на противоположных гранях равно 7) . В игровой набор также входит стакан для бросков зар.

Игровая доска обычно имеет форму раскладывающейся прямоугольной коробки, образующей квадрат при раскладывании. На доске размечены 24 поля, на которых ставятся шашки. Поля пронумерованы от 1 до 24 для каждого из игроков. Поле №24 – это последнее поле для шашек, после прохождения которого, они снимаются «выбрасываются».  Игровая доска условно разделена на четверти: «дом», «двор», «дом противника», «двор противника». Дом и двор разделены между собой планкой, которая выступает над игровым полем и называется бар. На него выставляются сбитые шашки.

Для игры у каждого игрока имеется 15 шашек. Начальная расстановка шашек такова: у каждого из игроков по две шашки в первом поле, пять в двенадцатом, три в семнадцатом и пять в девятнадцатом

2. Игроки перед началом игры выбирают «заходчика», разыгрывают право первого хода и соответственно право выбора белого цвета шашек: каждый игрок кидает один игральный зар (кубик). Это жребий: право первого хода и белый цвет шашек получает тот, у кого выпало большее количество очков. При одинаковом количестве выпавших очков, бросок повторяется до тех пор, пока не выпадут различные значения.

3. Если игра состоит из нескольких геймов (партий), то цвет шашек меняется и следующий гейм начинает игрок, игравший предыдущий гейм чёрным цветом.

4. Цифровые комбинации при одновременном бросании двух зар от 1 до 6 в различных сочетаниях, выпадающие на верхних гранях, называются броском. Бросок, давший одинаковые значения на обоих зарах, называется «дубль» или «куш».

Игроки по очереди выбрасывают зары на поверхность игровой доски и делают свои ходы.

Бросок зар засчитывается, если кубики легли ровно на поверхности доски, в противном случае игрок повторяет бросок. Каждый игрок имеет право передвигать только шашки своего цвета.

5. Ход это перемещение шашек после броска зар в соответствии с выпавшими на них значениями. Ход состоит из «движений». Ход считается сделанным, когда игрок передвинул свои шашки в соответствии с выпавшими на зарах очками и передаёт зары сопернику.

Игрок кидает одновременно два кубика (зары). После броска игрок передвигает любую из своих шашек на число клеток, равное выпавшему числу одного из кубиков, а затем  любую шашку на число клеток, равное выпавшему числу другого кубик. То есть, если на одном кубике выпало «три»,  а на другом «пять», то, соответственно, можно передвинуть одну свою шашку на три клетки, а другую на пять клеток. В этом случае можно также передвигать одну шашку на восемь клеток, но последнее лишь в том случае, если промежуточное поле (на расстоянии три или пять полей от начального пункта) также не занято столбиком противника.

Недопустимо передвигать две шашки на число клеток, выпавшее на одном кубике, а потом на число клеток, выпавшее на другом кубике. То есть, если выпало, например, 5-4, нельзя пойти сначала одной шашкой на два, потом другой на три (отыграть двумя шашками пятерку) и потом так же отыграть четверку.

6. Шашки всегда движутся только в одном направлении, от полей с меньшими номерами к полям с большими номерами, т.е. навстречу шашкам противника. Обычно движений два, при куше (дубле) – четыре.

При выпадении куша, совершается четыре движения шашек, каждое на количество полей, выпавших на одном заре. Движения могут быть выполнены как одной шашкой, так и двумя, тремя или четырьмя. При этом игрок обязан выполнить максимальное число движений в ходе.

7. В игре короткие нарды шашка может двигаться только на открытое поле, то есть на такое, которое не занято двумя или более шашками противоположного цвета. Если поле, на котором шашка завершает движение, занято одиночной шашкой противника, то она выносится на бар (сбивается). Свою шашку игрок ставит на освободившееся место. Две и более шашек на одном поле (столбик) сбить нельзя.

8. Если игрок имеет возможность сделать ход на количество очков на одном заре, а на количество очков, выпавшее на другом заре, сделать ход не представляется возможным, то игрок делает только один ход. Очки другого хода «сгорают». Игрок не имеет право изменить ход, осуществив движение на количество очков, отличающееся от значения, выпавшего на кубиках. Если выпал такой бросок, который позволяет игроку сделать только одно движение, причем любое из двух, то игрок должен выбрать большее. Меньшие очки «сгорают».

9. В игре короткие нарды, поле, занятое только одной шашкой, носит название блот. Если шашка противоположного цвета останавливается на этом поле, блот считается побитым и шашка с него переносится на бар.

В коротких нардах, в любой момент, когда одна или несколько шашек находятся на баре, первая обязанность игрока - это вернуть шашки в дом соперника. Игрок, возвращая шашку с бара, выставляет ее на поле, соответствующее выброшенному значению на заре. Например, если игроку выпало 2 и 3, и одно из этих полей (например, второе) занято двумя шашками противника (столбик) можно выставить шашку на третье поле, если оно не занято двумя или более шашками противника. Одиночная шашка противника (блот), занимающая поле, на которое возвращается шашка с бара, в этом случае сбивается и выносится на бар.

10. Если при возвращении шашки с бара оба поля, соответствующие значениям выброшенных костей, заняты, игрок пропускает свой ход. Если игрок может ввести некоторые из своих шашек, но не все, он должен вернуть все шашки, которые возможно, и затем пропустить оставшуюся часть хода. После того, как все шашки будут введены с бара, неиспользованные значения костей можно использовать, как обычно, перемещая шашку, которую вы вернули, либо любую другую шашку.

11. Когда игрок привел все свои пятнадцать шашек в свой дом, он может начать выбрасывать их с доски. В коротких нардах игрок выбрасывает шашку следующим образом: бросается пара зар, и шашки, которые стоят на полях, соответствующих выпавшим значениям, снимаются с доски. Например, если выпало 6 очков, можно снять шашку с поля №19. Если на пункте, соответствующем выпавшей кости, нет ни одной шашки, игроку разрешается переместить шашку с полей, больших, чем выпавшее число. Если игрок может сделать какие-либо ходы, он не обязан выбрасывать шашку с доски.

В коротких нардах, в стадии выбрасывания шашек, все шашки игрока должны находиться в его доме. Если шашка будет побита в процессе выбрасывания шашек, то игрок должен привести шашку обратно в свой дом, прежде чем он продолжит выбрасывать шашки.

12. Побеждает тот, кто первым «выбросил» все шашки. В игре короткие нарды положение, когда проигравший сумел выкинуть хотя бы одну шашку, называется «ойн». Проигравший «ойн» платит одинарную ставку. Положение, когда один игрок выбросил все свои шашки, а его противник не сумел выбросить ни одной, называется «марс». В этом случае проигравший платит двойную ставку. Возможна матчевая игра - то есть до определённого количества очков.

Куш

Игра «Куш» относится к  семейству «Динамических нард» и является развитием классических длинных нард, но она более динамична и непредсказуема за счет появления возможности сбивать шашки противника при выпадении куша. Бросок с кушем также позволяет возвращать сбитые шашки с бара.

1. Играют два противника (игрока). Для игры «Куш» используют следующий игровой инвентарь: игровая доска, по пятнадцать шашек двух цветов (как правило, «белые» и «черные») и пара зар (кубики, игральные кости) с точками на гранях количеством  от 1 до 6 (сумма точек на противоположных гранях равно 7) . В игровой набор также входит стакан для бросков зар.

Игровая доска обычно имеет форму раскладывающейся прямоугольной коробки, образующей квадрат при раскладывании. На доске размечены 24 поля, на которых ставятся шашки. Поля пронумерованы от 1 до 24, причем поле №1 – это поле, на которое выставляются белые шашки, а поле №24 – это последнее поле для белых шашек, после прохождения которого, они снимаются «выбрасываются».  Игровая доска условно разделена на четверти. Четвертая четверть – поля 19-24 для «белых», и, соответственно, 7-12 для «черных», называются «дом». Первая и третья четверти поля называются «базой».

Поле, на котором выставляются все шашки в столбик  в начале игры, называют «голова». Для игроков «белыми» головой является поле №1, с которого начинается первая четверть, соответственно, для игроков «черными» головой является поле №13, с которого начинается третья четверть.

Игровая доска условно разделена на четверти:  Дом и база одного игрока от дома и базы другого игрока  разделены планкой, которая выступает над игровым полем и называется бар. На него выставляются сбитые шашки.

2. Игроки перед началом игры выбирают «заходчика», разыгрывают право первого хода и соответственно право выбора белого цвета шашек: каждый игрок кидает один игральный зар (кубик). Это жребий: право первого хода и белый цвет шашек получает тот, у кого выпало большее количество очков. При одинаковом количестве выпавших очков, бросок повторяется до тех пор, пока не выпадут различные значения.

3. Если игра состоит из нескольких геймов (партий), то цвет шашек меняется и следующий гейм начинает игрок, игравший предыдущий гейм чёрным цветом.

4. Цифровые комбинации при одновременном бросании зар от 1 до 6 в различных сочетаниях, выпадающие на верхних гранях, называются броском. Бросок, давший одинаковые значения на обоих зарах, называется «дубль» или «куш».

Игроки по очереди выбрасывают зары на поверхность игровой доски и делают свои ходы.

Бросок зар засчитывается, если кубики легли ровно на поверхности доски, в противном случае игрок повторяет бросок. Каждый игрок имеет право передвигать только шашки своего цвета.

5. Ход это перемещение шашек после броска зар в соответствии с выпавшими на них значениями. Ход состоит из «движений». Ход считается сделанным, когда игрок передвинул свои шашки в соответствии с выпавшими на зарах очками и передаёт зары сопернику.

Игрок кидает одновременно два кубика (зары). После броска игрок передвигает любую из своих шашек на свободное поле на число клеток, равное выпавшему числу одного из кубиков, а затем одну любую шашку на свободное поле на число клеток, равное выпавшему числу другого кубик. То есть, если на одном кубике выпало «три»,  а на другом «пять», то, соответственно, можно передвинуть одну свою шашку на три клетки, а другую на пять клеток. В этом случае можно также передвигать одну шашку на восемь клеток.

Недопустимо передвигать две шашки на число клеток, выпавшее на одном кубике, а потом на число клеток, выпавшее на другом кубике. То есть, если выпало, например, 5-4, нельзя пойти сначала одной шашкой на два, потом другой на три (отыграть двумя шашками пятерку) и потом так же отыграть четверку.

6. Движение шашек осуществляется против часовой стрелки, от «головы» до «дома». Обычно движений два, при куше – четыре.

При выпадении куша, совершается четыре движения шашек, каждое на количество полей, выпавших на одном заре. Движения могут быть выполнены как одной шашкой, так и двумя, тремя или четырьмя. При этом игрок обязан выполнить максимальное число движений в ходе.

При ходе с головы можно осуществлять перемещение только одной шашкой за ход, за исключением случая, когда выпадает куш (дубль) 3-3, 4-4 и 6-6 в первом ходе. В этом случае, в первом ходе, снимается две шашки. При куше 6-6 даже снятие двух шашек не позволяет выполнить четыре движения, ход остается незавершенным и передается противнику.

7. На одно поле позволяется ставить произвольное количество своих шашек. На клетку, занятую шашкой противника, шашку ставить нельзя. Если все возможные движения шашки попадают на занятые шашками противника поля, и ход невозможно выполнить, то ход считается нулевым или пропущенным. Очки при этом, выпавшие на зарах «сгорают» и на следующий ход не передаются, а ход передается противнику.

Куш отличается от классических длинных нард тем, что в ней есть возможность сбивать шашки противника, при выпадении куша (дубля) в броске. При выпадении куша игрок получает возможность сбивать одиночные шашки противника или возвращать свои сбитые шашки.

Вынесенные на бар шашки необходимо возвращать в игру, возврат шашек возможно делать при выпадении куша, при этом возможно вернуть столько шашек, сколько выпало очков на заре: например, при куше 3-3 можно вернуть либо 3 шашки, либо сделать 4 движения по 3 поля шашками, находящимися на поле (как в длинных нардах).

Важно: в игре Куш (в отличие от коротких нард) шашки возможно двигать даже при наличии сбитых шашек на баре!

Комбинировать возврат шашек с движениями шашек на поле в одном ходе нельзя: если выпал, к примеру, куш 5-5, а на баре есть 4 сбитых шашки, то либо возвращаются эти шашки, и одно очко «сгорает», либо делаются четыре движения по 5 полей(как в длинных нардах), но шашки, при этом, могут сбивать одиночные шашки противника почти так же, как это делается в коротких нардах. Отличие только в том, что сбившая шашка остается на месте сбитой и дальнейшее движение выполняется другой шашкой. Сбиваемые шашки выносятся на бар и могут быть возвращены при выпадении куша. Игрок, при выпадении куша, в зависимости от ситуации, выбирает, возвращать ли шашки с бара, или двигать шашки, находящиеся на поле.

8. Если игрок имеет возможность сделать ход на количество очков на одном заре, а на количество очков, выпавшее на другом заре, сделать ход не представляется возможным, то игрок делает только один ход. Очки другого хода «сгорают». Игрок не имеет право изменить ход, осуществив движение на количество очков, отличающееся от значения, выпавшего на кубиках. Если выпал такой бросок, который позволяет игроку сделать только одно движение, причем любое из двух, то игрок должен выбрать большее. Меньшие очки «сгорают».

9. В случае занятия несколькими шашками одного цвета следующие друг за другом поля возможно создание препятствия (блокировка) проходу шашек противника. Запрещено выставлять блок (заграждение) из шести шашек, если впереди этого блока нет шашки соперника. Блоки из 6 шашек выстраивать допустимо, если они лишают возможности хода (запирают) все пятнадцать шашек противника.

Когда несколько шашек скапливаются на одном поле, они образуют столбик. Недостаток свободных полей, на которые можно передвинуть шашку при выпадении какой-либо цифры в броске, называется «дефицит хода». Например, «дефицит троек», когда невозможно выполнить движение при выпадении тройки.

10, «Выброс», «выбрасывать» – снятие шашки с доски в связи с тем, что она уже прошла от базы до дома по 24 полям и должна уже выйти за пределы доски. Снимать шашку с доски – «выбрасывать» – делать ходы, заканчивающиеся за пределами доски можно тогда, когда все шашки уже собраны в доме.

В процессе выведения шашек из дома игрок имеет право использовать очки, которые выпали на зарах, по своему усмотрению: он может двигать шашку в доме или ее выбросить. Выбрасывать шашки можно только с полей, соответствующих выпавшему количеству очков на зарах.

Например, если выпало 6-3, игрок может вывести с доски одну шашку с 6-го поля и одну шашку с 3-го поля (три можно двигать с 6, 5 или 4 поля). В процессе выведения шашек с собственного дома разрешается выводить шашки с полей низшего разряда, если в полях высшего разряда шашек нет. Например, если на зарах выпало 6-5, а на полях 6 и 5 нет шашек, то игрок может вывести из дома (выбросить) две шашки со следующего по порядку, четвертого поля, если и там нет шашек, то с третьего, если и там нет со второго и т.д.

11. Побеждает тот, кто первым «выбросил» все шашки. В игре короткие нарды положение, когда проигравший сумел выкинуть хотя бы одну шашку, называется «оин». Проигравший «оин» платит одинарную ставку. Положение, когда один игрок выбросил все свои шашки, а его противник не сумел выбросить ни одной, называется «марс». В этом случае проигравший платит двойную ставку. Возможна матчевая игра - то есть до определённого количества очков.

Дракон

Играют два противника (игрока). Для игры «Дракон» используют следующий игровой инвентарь: игровая доска, по пятнадцать шашек двух цветов (как правило, «белые» и «чёрные»), включая шашки «Дракон», способные сбивать шашки противника (Драконов может быть от одного до шести, что определяется либо договорённостью между игроками, либо броском зара), пара зар (кубики, игральные кости) с точками на гранях количеством  от 1 до 6 (сумма точек на противоположных гранях равно 7) . В игровой набор также входит стакан для бросков зар.

Игровая доска обычно имеет форму раскладывающейся прямоугольной коробки, образующей квадрат при раскладывании. На доске размечены 24 поля, на которых ставятся шашки. Поля пронумерованы от 1 до 24. Игровая доска условно разделена на четверти. Четвёртая четверть – поля 19-24 для «белых», и, вторая четверть – поля  7-12 для «чёрных», называются «дом». Первая четверть – поля 1-6 и третья четверть - поля 13-18 называются «базой». Дом и база одного игрока от дома и базы другого игрока разделены планкой, которая выступает над игровым полем и называется «бар». На него выставляются шашки Дракон и сбитые шашки.

Поле, на котором выставляются все шашки в столбик в начале игры, называют «голова». Для игроков «белыми» головой является поле №1, с которого начинается первая четверть, соответственно, для игроков «чёрными» головой является поле №13, с которого начинается третья четверть. Поле №24 – это последнее поле для белых шашек, после прохождения которого, они снимаются «выбрасываются». Соответственно, полем выбрасывания чёрных шашек будет поле № 12.

В начале игры шашки выставляются в голову, но Драконы выставляются на бар, и только после определения права первого хода Драконы выставляются в голову на места, определяемые бросками зар. Таким образом, к моменту первого хода Драконы выставляются в голову вместе с обычными шашками.

Цель игры Игрок должен пройти всеми шашками полный круг (против часовой стрелки), зайти ими в «дом» и «выбросить» их раньше, чем это сделает противник. «Домом» для каждого игрока считается последняя четверть игрового поля, начинающаяся с клетки, отстоящей от «головы» на 18 клеток.

Термин «выбрасывать» означает делать шашкой такой ход, чтобы она оказывалась за пределами доски. «Выбрасывать» шашки можно только после того, как все шашки «пришли в дом».  Следовательно, чёрные идут  в зону 7-12, а белые идут в зону 19-24.

Игроки перед началом игры выбирают «заходчика», разыгрывают право первого хода и, соответственно, право выбора белого цвета шашек. Каждый игрок кидает один игральный зар (кубик). Это жребий. Право первого хода и белый цвет шашек получает тот, у кого выпало большее количество очков. При одинаковом количестве выпавших очков, бросок повторяется до тех пор, пока не выпадут различные значения.

Далее, игроками определяется количество и места расположения Драконов. Драконов в игре может быть от одного до шести, общее количество шашек вместе с Драконами, должно оставаться равным 15.

Для определения количества Драконов, заходчик бросает один зар. Количество Драконов соответствует количеству выпавшим очкам зара.

Далее, заходчик бросками двух зар определяет места расстановки Драконов. Драконы оказываются на одинаковых местах у обоих игроков и их количество равно (расстановка симметрична и силы игроков равны). Дракон выставляется в столбик в голове, в соответствии с выпавшими очками зар, его место отсчитывается снизу столбика. Например, при выпадении 1-1, Дракон выставляется вторым снизу, при 5-2 – седьмым, при повторном выпадении 1-1 Дракон снова выставляется вторым, поднимая ранее выставленного в дом Дракона. Это сделано для того, чтобы Драконы не вводились в игру в самом начале.

По договорённости игроки могут доверить случаю и количество, и расположение Драконов в столбиках. Игроки поочерёдно бросают зары для определения количества и расположения Драконов в голове.

Возможна конвенция, в которой количество Драконов определяется броском зар заходчиком, а месторасположение Драконов каждый игрок определяет отдельно. В этом варианте количество Драконов всегда одинаково, но стоят они на разных начальных позициях.

Если игра состоит из нескольких геймов (партий), то цвет шашек меняется и следующий гейм начинает игрок, игравший предыдущий гейм чёрным цветом.

Цифровые комбинации при одновременном бросании зарот 1 до 6 в различных сочетаниях, выпадающие на верхних гранях, называются броском. Бросок, давший одинаковые значения на обоих зарах, называется «дубль» или «куш».

Игроки по очереди выбрасывают зары на поверхность игровой доски и делают свои ходы.

Бросок зар засчитывается, если кубики легли ровно на поверхности доски, в противном случае игрок повторяет бросок. Каждый игрок имеет право передвигать только шашки своего цвета.

Ход это перемещение шашек после броска зар в соответствии с выпавшими на них значениями. Ход состоит из «движений». Ход считается сделанным, когда игрок передвинул свои шашки (сделал движения шашками) в соответствии с выпавшими на зарах очками и передаёт зары сопернику.

Игрок кидает одновременно два зара. После броска игрок передвигает любую из своих шашек на свободное поле на число клеток, равное выпавшему числу одного из зара, а затем одну любую шашку на свободное поле на число клеток, равное выпавшему числу другого зара. То есть, если на одном заре выпало «три»,  а на другом «пять», то, соответственно, можно передвинуть одну свою шашку на три клетки, а другую на пять клеток. В этом случае, можно также передвигать одну шашку на восемь клеток.

Если игрок имеет возможность сделать ход на количество очков на одном заре, а на количество очков, выпавшее на другом заре, сделать ход не представляется возможным, то игрок делает только один ход. Очки другого хода «сгорают».

Если выпал такой бросок, который позволяет игроку сделать только одно движение, причём любое из двух, то игрок должен выбрать большее. Меньшие очки «сгорают».

Игрок не имеет право изменить ход, осуществив движение на количество очков, отличающееся от значения,  выпавшего на кубиках. Недопустимо передвигать две шашки на число клеток, выпавшее на одном кубике, а потом на число клеток, выпавшее на другом кубике. То есть, если выпало, например, 5-4, нельзя пойти сначала одной шашкой на «два», потом другой на «три» (отыграть двумя шашками «пятёрку») и потом так же отыграть «четвёрку».

Движение шашек осуществляется против часовой стрелки, от «головы» до «дома». Обычно движений два, при куше – четыре.

При выпадении куша, совершается четыре движения шашек, каждое на количество полей, выпавших на одном заре. Движения при выпадении куша могут быть выполнены как одной шашкой, так и двумя, тремя или четырьмя. При этом игрок обязан выполнить максимальное число движений в ходе.

При ходе с головы можно осуществлять перемещение только одной шашкой за ход, за исключением случая, когда выпадает куш (дубль) 3-3, 4-4 и 6-6 в первом ходе. В этом случае, в первом ходе, снимается две шашки. При куше 6-6 даже снятие двух шашек не позволяет выполнить четыре движения, ход остаётся незавершённым и передаётся противнику.

Поле, занятое только одной шашкой или Драконом, носит название «блот». Если шашка Дракон противоположного цвета останавливается на этом поле, блот считается побитым и шашка или Дракон противника с него переносится на бар, откуда её можно вернуть при выпадении куша в очередном ходе.

На одно поле позволяется ставить произвольное количество своих шашек. На клетку, занятую шашкой противника, шашку ставить нельзя, но Дракон может выбивать шашки и Драконов противника, если движение Дракона заканчивается на поле, занятом одиночной шашкой или Драконом противника. Дракон, при этом, далее не двигается, завершить ход можно только другими шашками. Если все возможные движения шашки попадают на занятые шашками противника поля, и ход невозможно выполнить,  то ход считается нулевым или пропущенным. Очки при этом, выпавшие на зарах, «сгорают» и на следующий ход не передаются, а ход передаётся противнику.

Дракон не может побить столбик противника и одиночную шашку противника, не вышедшую с поля головы.

8. Ходы делаются так же, как и в длинных нардах, но Дракон может выбивать шашки и Драконы противника так же, как и в коротких нардах. Снятые (побитые) шашки и Драконы выставляются на бар и возвращаются при выпадении куша в очередном ходе.

Возвращение шашек и Драконов отличается от возвращения в коротких нардах тем, что возвращаемая шашка или Дракон выставляется только в голову, но далее движение не делает, очки, выпавшие в броске на эту шашку «сгорают».

Вернуть шашку или Дракона с бара нельзя, если поле головы (поле 1 или поле 13 ) занято двумя или более шашками противника и игрок обязан делать ход, двигая шашки.

При наличии на первом поле (в голове) одиночной шашки или Дракона противника, Дракон может побить её, если выпадает куш. При невозможности вернуть шашки или Драконы (когда голова занята столбиком из двух и более шашек противника) игрок должен завершить ход, двигая другие шашки. Пропустить ход при наличии свободных полей нельзя, незавершённый ход передаётся противнику только при дефиците хода.

 Возвращение сбитых шашек происходит при выпадении куша. Возвращается с бара столько шашек, сколько выпало очков на одном заре (напр. куш 3-3 позволяет вернуть 3 шашки). Если в куше выпало больше очков, чем шашек на баре, то возвращаются все шашки, но оставшиеся очки сгорают. Возвращенные шашки выставляются в голову и движение не делают, оставаясь там до следующего хода. При этом игрок имеет возможность выбора – либо возвратить сбитые шашки, либо сделать четыре движения шашек на доске.

Дракон возвращается на тех же условиях, что и обычная шашка.

Если поле головы захвачено шашками противника, то возвращение простых шашек невозможно, одиночную шашку, занявшую поле головы, на которое выставляются возвращаемые шашки, может побить возвращаемый  Дракон. Столбик, выставленный на поле головы противника, полностью блокирует возвращение шашек и Драконов и является одним из наиболее эффективных способов получения преимущества в игре.

Драконы возвращаются при выпадении куша чётных очков (2, 4, 6), а обычные шашки - при выпадении куша с нечётными очками(1, 3, 5), или, наоборот, нечётные куши возвращают Дракона, а чётные - обычные шашки. Это условие оговаривается игроками в начале игры. Возможно, по договорённости (конвенции) между игроками, шашки и Драконы возвращать любым кушем, но, в этом варианте, Дракон должен возвращаться в игру только после возврата всех обычных шашек, выбитых на бар, т.е. в последнюю очередь (в этом варианте одиночная шашка, занявшая поле головы противника, дает серьёзное преимущество в игре).

По договорённости игроков возможны следующие конвенции (правила) возвращения шашек и Драконов с бара:

10.1. Возвращение сбитых шашек происходит при выпадении куша. Возвращается с бара столько шашек, сколько выпало очков на одном заре (напр. куш 3-3 позволяет вернуть 3 шашки). Если в куше выпало больше очков, чем шашек на баре, то возвращаются все шашки, но оставшиеся очки сгорают. Возвращённые шашки выставляются в голову и движение не делают, оставаясь там до следующего хода. При этом игрок имеет возможность выбора – либо возвратить сбитые шашки, либо сделать четыре движения шашек на доске.

Дракон возвращается на тех же условиях, что и обычная шашка.

Если поле головы захвачено шашками противника, то возвращение простых шашек невозможно, одиночную шашку, занявшую поле головы, на которое выставляются возвращаемые шашки, может побить только возвращаемый Дракон. Столбик, выставленный на поле головы противника, полностью блокирует возвращение шашек и Драконов и является одним из наиболее эффективных способов получения преимущества в игре.

Драконы возвращаются при выпадении куша чётных очков (2, 4, 6), а обычные шашки - при выпадении куша с нечётными очками (1, 3, 5), или, наоборот, нечётные куши возвращают Дракона, а чётные - обычные шашки (это условие предварительно оговаривается игроками в начале игры).

10.2. Упрощающая игру конвенция, при которой любой куш может возвращать как Драконов, так и обычные шашки. В этом варианте Драконы должны возвращаться в последнюю очередь, после возвращения всех шашек с бара. Шашки и Драконы возвращаются в голову на первое поле и могут двигаться только в следующем ходе, количество возвращаемых шашек или Драконов определяется очками, выпавшими на одном заре.

10.3. В этой конвенции при выпадении куша игрок либо возвращает шашки с бара, либо делает движения шашками. Ход остается незавершенным только при дефиците ходов (отсутствии свободных полей, на которые можно передвинуть шашки). Однако, в этой конвенции возможно заранее определить порядок возврата Драконов: либо Драконы должны возвращаться в игру только после возврата всех обычных шашек, вынесенных на бар, либо возврат шашки или Дракона происходит произвольно, по выбору игрока. В этом варианте игрок по желанию может возвращать шашку либо Дракона в зависимости от обстановки на доске.

10.4. В данной конвенции при любой комбинации очков на выброшенных зарах, когда одна или несколько шашек или Драконов находятся на баре, первая обязанность игрока - это вернуть шашки в дом соперника. Игрок, возвращая шашку с бара, выставляет её на поле, соответствующее выброшенным значениям на зарах. Например, если игроку выпало 2 и 3, и одно из этих полей (например, второе) занято двумя шашками противника (столбик) можно выставить шашку на третье поле, если оно не занято шашками противника. Одиночная шашка противника (блот), занимающая поле, на которое возвращается шашка с бара, в этом случае, сбивается только Драконом и выносится на бар.

Если при возвращении шашки с бара оба поля, соответствующие значениям выброшенных костей, заняты, игрок пропускает свой ход. Если игрок может ввести некоторые из своих шашек, но не все, он должен вернуть все шашки, которые возможно, и затем пропустить оставшуюся часть хода. После того, как все шашки будут введены с бара, неиспользованные значения очков на зарах можно использовать, как обычно, перемещая шашку, которую игрок вернул, либо любую другую шашку.

Возвращение Дракона производится только после возвращения всех шашек с бара, в последнюю очередь. В этой конвенции действует правило, по которому движения шашек на доске, при наличии сбитых шашек, невозможно.

10.5. Возможно, комбинирование конвенций для начала и хода игры, например, конвенцию о выборе количества Драконов и их расстановки в голове и конвенцию о возвращении шашек и Драконов на поле.

«Выбрасывать» – снятие шашки с доски в связи с тем, что она уже прошла от базы до дома по 24 полям и должна уже выйти за пределы доски. Снимать шашку с доски – «выбрасывать» – делать ходы, заканчивающиеся за пределами доски можно тогда, когда все шашки уже собраны в доме.

В процессе выведения шашек из дома игрок имеет право использовать очки, которые выпали на зарах, по своему усмотрению: он может двигать шашку в доме или ее выбросить. Выбрасывать шашки можно только с полей, соответствующих выпавшему количеству очков на зарах.

Например, если выпало 6-3, игрок может вывести с доски одну шашку с 6-го поля и одну шашку с 3-го поля (три можно двигать с 6, 5 или 4 поля). В процессе выведения шашек с собственного дома разрешается выводить шашки с полей низшего разряда, если в полях высшего разряда шашек нет. Например, если на зарах выпало 6-5, а на полях 6 и 5 нет шашек, то игрок может вывести из дома (выбросить) две шашки со следующего по порядку, четвёртого поля, если и там нет шашек, то с третьего, если и там нет со второго и т.д.

При выбрасывании шашек и Драконов возможна ситуация, когда один из игроков уже вывел все шашки в последнюю четверть и уже выбросил с доски часть шашек, а другой игрок вернул Дракона с бара в голову и, выполнив бросок в следующем ходе, получил возможность побить шашку противника. В этом случае, игрок, чья шашка снята на бар, не может продолжать выбрасывать шашки, пока не вернет шашку с бара и не проведёт ее в последнюю четверть снова.

12. Партия заканчивается победой игрока, который вывел все свои шашки из своего дома во двор раньше противника. Это одинарный выигрыш «оин» со счётом 1:0.

Если победитель выиграл партию, а его противник ещё не вывел во двор ни одной шашки, но все шашки уже в доме, то это двойная победа «марс» со счётом 2:0.

Если же проигравший ещё не успел ввести в дом одну или более шашек, то это тройной выигрыш «домашний марс» со счётом 3:0.

Если шашка (или шашки) проигравшего находятся на баре (т.е. сбиты и не возвращены в игру), то такой проигрыш называется «кокс» и считается четверным выигрышем со счетом 4:0.

Загрузка...

© 2019. Лаборатория интеллектуальных игр. Все права защищены.
Switch language to English